Проект реставрации картины Тициана "Несение креста"
Картина поступила в Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго в Венеции.
Несение креста входит в число четырех картин, упомянутых в завещании Кристофоро Барбариго (1610) как самые ценные, и потому все они должны были оставаться собственностью семьи, переходя к старшему наследнику мужского пола по прямой линии. В 1581 году Кристофоро приобрел картины Тициана, ушедшего из жизни в 1576 году, у Помпонио Вечелиио, старшего сына художника. В завещании картина упомянута как “Христос, несущий крест, за ним Симон Киринеянин, помогающий нести крест” (“Cristo che porta la crose con [Simone cireneo] dietro che lo agiuta a portar la crose”). Согласно семейному преданию, приведенному Ридольфи (1648), в образе Симона Киринеянина запечатлен Франческо Цуккато, друг Тициана, представитель известной в Венеции семьи мозаичистов.
Композиция известна в двух почти идентичных версиях: кроме эрмитажной существует подписанное художником «Несение креста» в музее Прадо, Мадрид.
В Эрмитаже детальное изучение «Несения креста» было проведено во время реставрации полотна Костровым (1955), исследовавшим приставки и определившим примерное время их появления – все они появились не ранее XVII-XVIII вв., за исключением одной, первой слева: Тициан добавил кусок холста после того, как вместо первоначально задуманного изображения Благословляющего Христа начал работать над Несением креста. Начатая и незавершенная композиция хорошо видна на рентгеновском снимке картины. Некоторые авторские переделки заметны и невооруженным глазом: художник менял положение указательного пальца Симона (под мадридской версией также скрывается другая композиция – «Се человек»).
Реставрация картины (2021-2022) подтверждает безусловно собственноручное исполнение Тицианом эрмитажной композиции. На это указывает не только подшитая слева в процессе работы авторская приставка и многочисленные авторские переделки, но и сама манера живописи – чрезвычайно энергичная и смелая, местами очень пастозная, эффектные колористические акценты – в особенности, яркие мазки ультрамарина в одежде Симона, необыкновенная живость в передаче выражения лица Спасителя: глубокого физического и душевного страдания, отраженного во взгляде Христа, сочащиеся из-под терний капли крови, спутанные влажные пряди волос на шее, что в целом создает чрезвычайное драматическое напряжение. В мадридской версии впечатление оказалось более спокойным и сглаженным.
Проект предусматривает работу в несколько этапов, которая начнется с фотофиксации состояния картины, проведения физико-химических исследований, съемки изображения в инфракрасном и рентгеновском областях спектра. Далее будет проведен этап по работе с лаковым слоем – по всей поверхности его необходимо будет утоньшить и выровнять. Затем последуют работы по укреплению структуры произведения и восстановлению прозрачности слоя старого лака. Заключительным этапом станут работы по покрытию картины новым лаком и восполнению утрат авторской живописи.
Для реставрации картины из сотрудников Государственного Эрмитажа сформирована рабочая группа:
научный руководитель – И.С. Артемьева, хранитель, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства;
координатор – Е.М. Сираканян, начальник Службы развития;
куратор – В.А. Коробов, заведующий Лабораторией научной реставрации станковой живописи;
художник-реставратор – С.А. Киселёв, сотрудник Лаборатории научной реставрации станковой живописи.